Кузнечное дело на Руси

Кузнечное дело на Руси

Развитию ремёсел у славян способствовали богатые природные ресурсы, такие как железная руда. Её добыча не составляла труда. Особенным спросом пользовалась болотная луговая руда – лимонит.  Основой болотной руды была ржавчина – гидроксид железа. На дне водоёмов из ржавчины и других соединений железа образовывались округлые камешки величиной с яйцо. Таким образом, на свет появлялась руда.

Бронза, кость и камень использовались в быту наравне с железом. Из него выковывали части инструментов и оружия.

Железный век вывел кузнечное ремесло на первый план, а кузнецы стали востребованными ремесленниками. В Киевской Руси всё оружие воинов и инструменты выковывались из чёрного металла.

С помощью сыродутного пресса из железной руды получали железо. Древнерусскую сыродутную печь ставили на основание из больших камней, обмазанное глиной. Стенки печи так же выкладывались камнем, или делались из глины. Растапливали печи, как и сейчас – древесным углём. В передней стенке делали отверстие, в которое вставляли форму (сопло). Через него же и вынимали крицу – конечный продукт плавки. Крице, которая шла на продажу, древнерусские металлурги придавали форму лепёшки.

Углеродистую сталь получали с помощью сыродутной печи, кузнечного горна, а так же путём цементации железа или сырцовой стали.

Развитие и усложнение технологий

Основной технологией механической обработки металла была ковка в горячем состоянии. Кроме ковки в работе с чёрным металлом использовалась сварка железа со сталью, паяние, цементация, резание металла напильником и не точильном круге. А так же полировка и инкрустация чёрного металла цветными и благородными металлами. Значительная часть стальных предметов подвергалась либо только закалке, либо закалке с последующим отпуском. Для закалки использовались растительное масло, животный жир,  вода с добавление мёда или сахара. Некоторые изделия закаливались целиком, другие – только в рабочей части, благодаря чему изделие имело твёрдое лезвие, мягкое тело и плавный переход между ними. Тонкости закалки кузнецы никому не выдавали.

Одним из самых важных оборудований для кузнецов был горн, который представлял собой жаровню на глинобитном возвышении. У одного из краёв жаровни находилось горнило для углей.  Археологические исследования доказали, что у кузнецов на Руси были все необходимые для работы инструменты: наковальня, молотки, зубила, клещи, пробойники, обжимки, гвоздильни и тиски.

Для изготовления самого необходимого в быту инструмента – ножа, использовалось на Руси сочетание двух металлов: железа и стали. Не менее распространённым железным предметом были гвозди. Для их массового изготовления выделилась особая специализация кузнеца - гвоздичника.

Ещё одной важной сферой деятельности кузнецов было изготовление подков, которых было более 100 видов. И все они получались методом ручной ковки. А попытки отливать и штамповать подковы не увенчались успехом.

Увеличение спроса на кованые изделия

Древнерусские кузнецы принимали активное участие в строительстве городских соборов в Киеве, Великом Новгороде и Пскове. Они изготавливали  оконные решётки, дверные обкладки, парадные ворота, купольные кресты и прочие декоративные элементы. Но из-за низкой стойкости железа к коррозии кованые изделия того периода сохранились в небольшом количестве.

Железный и стальной инвентарь всё увереннее входил в жизнь как сельского, так и городского жителя. Русскими кузнецами были в совершенстве освоены технологии ковки, пайки, сварки и термической обработки металла.

В период феодальной раздробленности стали складываться многочисленные местные художественно-ремесленные школы, которые широко использовали киевские традиции.

Сотрудничество с иностранными мастерами

К  середине 17 века с восстановлением экономического потенциала Русского государства возникли предпосылки для развития различных видов искусства. Передовые позиции в декоративно-прикладном искусстве заняли многочисленные кремлёвские мастерские – палаты (Оружейная, Золотая, Серебряная, Государева, Царицына).  В них лучшие ремесленники страны работали вместе с мастерами из-за границы (немцами, голландцами, англичанами, немцами, греками). Участие в работе иноземных ремесленников способствовало взаимному обмену техническими и художественными приёмами. Большая часть произведений кремлёвских мастеров изготавливалась по индивидуальным заказам, на высоком художественном и техническом уровне. Некоторые произведения можно увидеть в музее «Оружейная палата» в Кремле.

Кованые изделия для декора

Кованый металл начали использовать для изготовления и украшения предметов мебели. Нередко кузнецы сами орнаментировали поверхность кованых изделий, не прибегая к услугам граверов и чеканщиков.

Тульские мастера прославились умение превращать сталь в «бриллианты». Для этого бралась грибообразная заготовка. Верхняя утолщённая часть гранилась на несколько частей. Каждая грань полировалась до зеркального блеска. Ножку бриллианта закрепляли на металлическом изделии. «Искусственными бриллиантами» украшались подсвечники, шкатулки и оружие. На украшение одной шкатулки шло до тысячи искусственных камней. При колеблющемся пламени свечи «камни» сверкали как настоящие бриллианты. К сожалению, искусство гранения стали до нас не дошло.

В середине 18 века предметы из металла заполонили ярмарки и торговые ряды. Особенно много было изделий из листового железа, которое быстро начинало ржаветь. Чтобы предохранить металл от преждевременного разрушения, изделия из листового железа стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Сначала на Урале, а затем и в других русских городах появились мастерские по производству расписных железных подносов. Техника изготовления железного подноса была следующей: кузнец вырезал из железного листа заготовку в виде овала, круга, прямоугольника или иной фигуры. Заготовку выколачивали на специальной наковальне с углублением, соответствующим форме подноса. Такие наковальни назывались «желобильнями». Выколоченный поднос выравнивали молотком, шпаклевали, грунтовали, расписывали масляными красками и покрывали несколькими слоями масляного лака. Именно на основе описанной достаточно примитивной техники взросло мастерство народных живописцев из подмосковной деревни Жостово.

В конце 19 века самым распространённым кровельным материалом в городах стал листовой металл. Из которого достаточно скоро начали изготавливать флюгера, коньки, воронки водосточных труб и прочие функциональные украшения крыши, декорированные ажурной просечкой. Вдоль конька крыши укрепляли просечной гребень, по краям которого не редко устанавливали миниатюрные башенки, напоминающие сказочные терема.

На рубеже 19-20 веков в России, как и на территории Европы, особой популярностью пользовался стиль «модерн». В это время в русских городах появляются красивейшие здания, щедро украшенные ассиметричными решётками с динамичным орнаментом. Часто рисунок ограды переходит в стену и продолжается в другом материале.