Становление художественной ковки, как ремесла

 

Бронзовый век – рождение.

Как известно из различных источников, первым металлом, который начал использоваться человеком, стала самородная медь. Далее люди научились работать с бронзой (сплав меди с оловом). В бронзовом веке было создано огромное количество великолепных произведений искусства, некоторые из которых пережили суровые времена и дошли до наших дней. Античная Греция и Рим были цитаделями кузнечного мастерства, на что указывает значимое место, определённое для Гефеста – бога огня и художественного ремесла, покровителя всех кузнецов.

Железный век – детство и отрочество.

Начало железного века отмечается в 1-м тысячелетии до н.э., хотя некоторые сведения провозглашают начало в 3-м веке.  Ранее люди зависили от метеоритных дождей, но когда научились добывать железо из недр Земли, всё изменилось. В Европе и на Ближнем востоке началась «Металлургическая революция».  Древние кузнецы дробили куски железной руды и смешивали их с древесным углём. Затем помещали в самодельные горны, которые на самом деле были ямами, вырытыми с наветренной стороны холмов.  Затем древесный уголь поджигали. Таким образом руда превращалась в железо, которое затем подвергали горячей ковке для придания мягкости и закаляли в воде или масле. Вместо воды или масла могли использовать тушу животного.

Средние века – юность.

С момента вторжения варваров в Римскую империю, античные города пришли в упадок и искусство кузнецов так же стало исчезать. Со временем ситуация стабилизировалась и население Европы начало стремительно расти, что способствовало росту и развитию ремёсел, в том числе и кузнечного дела. Профессия кузнеца обрела различные направленности или специализации: кузнец оружейник, щитник, железняк и др. Так же кузнец в добавок мог быть слесарем и литейщиком. В это время ремесло кузнеца стало востребовано не на шутку, что привело к расширению торговли.

В 12-13 веках возникло новое мировосприятие и, как следствие – новый стиль художественной жизни (в том числе и ковки) – Готика.

В 13 веке кузнецы начали распределяться на кольчужников, щитников, шлемников, латников, лопатников, ножовщиков, баллистариев (они производили приспособления для стрельбы), спицечников, игольников, монетчиков, граверов по металлу и др.

В 16 веке произошла некая индивидуализация ремесленников – кузнецов и они стали, подобно художникам ставить клеймо на свои произведения.

Подъём культурной и художественной жизни Европы благотворно повлиял на развитие кузнечного дела и творческой мысли в целом.

Золотой век художественной ковки – зрелость.

«Законодателем моды» кованых изделий в 17 века стала Франция, ознаменовав появление нового стиля в творчестве – барокко, который славился своей пышностью, чрезмерностью и торжественностью, что отражало абсолютизм (абсолютную власть монархии).

Французские кузнецы 17-18 веков работали в партнёрстве с архитекторами и приспосабливали свою ковку к проектам строений. Акантовый лист, который крепился к круглым и скрученным в спирали прутьям – был нововведением того времени. Линии прутьев стали кривыми и лишь немного соприкасались друг с другом.

18 век дал рождение новому стилю во Франции – рококо.  Конструктивность изделия ушла на задний план и декоративность стала превалирующей функцией художественной ковки. Стиль рококо отличался асимметричностью, изяществом, лёгкостью и дробностью изделий.

Ещё один стиль – классицизм, возникший одновременно с барокко, усилил своё влияние на художественную мысль, а вместе с ней и на кузнечное ремесло, в конце 18 века. А в начале 19 века проявил себя в завершающей стадии – ампире. Сам французский монарх Людовик  XIVбыл поклонником кузнечного мастерства и имел собственную кузницу, где проводил всё своё свободное время.

Век промышленной революции.

В 18-19 веках дорогая и трудоёмкая художественная ковка начала вытесняться чугунным литьём, которое по скорости изготовления, чёткости и цене превосходило изделия, созданные кузнецами практически вручную. 

Художественное мышление кузнечных дел мастеров начало блуждать по забытым стилям древности и изобретать нечто, совмещающее в себе историю стилизации (готика + барокко; Античность + Ренессанс и др.). Искусства стало меньше, увеличилось количество «штамповок». Традиционные споботы обработки металла заменились на менее трудоёмкие.Сварка уступила место пайке. Декоративные листья стали просто вырезать, а не выковывать. Кузнецы просто понизили уровень своей квалификации.

Возрождение началось в Англии с появлением нового стиля, который получил название Модерн. Этот стиль отличался насыщенностью растительных и животных орнаментов, подчёркнутой декоративностью, плавностью линий, асимметричностью и в то же время гармоничностью композиции. Благодаря модерну художник-прикладник пошёл нога в ногу с художником-монументалистом к прогрессу.

Художников – модернистов отличает стремление к пластике и новым идеям.